Доказательства по делу об административном правонарушении

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Фактические данные обретают статус доказательств только в том случае, когда содержатся в соответствующих источниках, к числу которых относятся: протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, к отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, показания свидетелей, заключение эксперта, иные документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

Доказывание – процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого является собирание, исследование, оценка и использование доказательств.

Доказательства – единство фактического содержания и процессуальной формы, в которых выражены сведения о фактах.

Качество доказательств делятся на: относимость и допустимость.

Относимость доказательств – означает, что они должны быть связаны с данным конкретным делом, устанавливать обстоятельства, для доказывания которых используются.

Допустимость доказательств – означает, что: 1) известно происхождение полученных сведений, и оно может быть проверено, а лицо, от которого исходят сведения, могло их воспринять; 2) соблюдены общие правила доказывания и правила собирания и фиксации сведений определенного вида; 3) соблюден порядок осуществления производства по делу, не превышены полномочия судьи, органа, должностного лица, в производстве которого оно находится, не нарушены права других участников производства по делу.

Виды доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях:

По источнику происхождения:

  • Личные — объяснения правонарушителя, показания свидетелей и т.д., когда носитель соответствующей информации – физическое лицо;
  • Вещественные – материальные объекты как носители информации, которая относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела.

По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению:

  • Прямые – непосредственно, однозначно подтверждают или опровергают любое из обстоятельств, подлежащих доказыванию;
  • Косвенные – обосновывают промежуточные факты, через связь которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания.

В зависимости от способа формирования:

  • Первоначальные – получены из первоисточника;
  • Производные – полученные на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья, через «посредника».

В зависимости от обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание:

  • Обвинительные
  • Оправдательные

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Источники установления фактических данных по делам об административном правонарушении:

  • Протокол об административном правонарушении;
  • Иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ;
  • Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу административного права;
  • Показания потерпевшего, свидетелей;
  • Заключение эксперта;
  • Иные документы;
  • Показания специальных технических средств;
  • Вещественные доказательства.

Доказательства и способы получения по делу об административном правонарушении регламентированы главой 26 КоАП РФ «Предмет доказывания, доказательства и оценка доказательств».

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении:

 1) наличие события административного правонарушения;

 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.[1]

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Также, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

  1. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
  2. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
  3. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
  4. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

[1] Федеральный закон РФ от 30.12.2001г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ.- 07.01.2002. — № 1. — Ст. 1.

Оцените статью

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 6, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *