Основания для применения административных процедур сотрудниками ГИБДД

Сегодня ситуация в рядах ГИБДД сложилась таким образом, что в органы ГИБДД берут юридически безграмотных сотрудников и это напрямую связано с выполнением поставленных перед структурой ГИБДД задачами.

Одна из таких задач это – Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Сотрудник полиции не знающий законов, не может выполнять свои полномочия, не нарушая требования ст.1.6 КоАП РФ и ст.5 ФЗ №3:

ФЗ №195 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»:

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

  1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
  2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
  3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

ФЗ №3 «О полиции»

Статья 6. Законность

  1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.[1]

Нарушение данных статей влечет за собой:

  • Нарушение прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ);
  • Нарушение процессуальных требований, что влечет за собой прекращение производства по делу;
  • Получение доказательств с нарушением закона (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).

Для подкрепления вышеизложенного хочу привести слова инспектора ГИБДД, при обращении к участнику дорожного движения. Сотрудник ГИБДД разъясняет лицу, привлекаемому к ответственности ст.51 Конституции РФ: «Можете не давать против себя и своих родственников никаких и ничего» (по первоисточнику).[2]

От юридической грамотности также зависит и правильная квалификация правонарушения. К примеру, при совершении административного правонарушения по ч.2 ст.12.16 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей), часто инспектора ГИБДД указывают нарушение ч.4 ст.12.16 (влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев).

Так как протокол во многих административных правонарушениях является единственным доказательством, то неправильная квалификация правонарушения представляет собой ошибочную доказательную базу.

При надзоре и контроле за дорожным движением нельзя не брать во внимание человеческий фактор, т.к. именно он является одной из составляющих беззакония со стороны сотрудников ГИБДД.

 

Согласно ст.1 и ст.3 ФЗ №3 «О полиции» полицейский обязан соблюдать и уважать права и свобод человека и гражданина:

 

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

  1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
  2. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. [3]

Проблема взаимоотношений между данными субъектами напрямую связана и с процедурой доказывания.

Протокол об административном правонарушении при отсутствии прямых доказательств, является единственным доказательством: вины, состава и события административного правонарушения. Отношение, сложившееся у инспектора ГИБДД к водителю на прямую влияет на содержимое протокола и иных документов, а именно:

  • наличие события административного правонарушения;
  • лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
  • виновность лица в совершении административного правонарушения.

 

Примеры, когда инспектор ГИБДД негативно относится к водителю:

  • Составление протокола за административное правонарушение, которого не было;
  • Отражение в протоколе свидетелей или понятых, которые таковым не являются;
  • Не предоставление лицу в отношении, которого составлен протокол об административном правонарушении копию протокола;
  • Составление схемы административного правонарушения в отсутствии лица отношении, которого составлен протокол об административном правонарушении;
  • Отражение в иных процессуальных документах лживых фактов, для усугубления положения лица отношении, которого составлен протокол об административном правонарушении;
  • Необоснованное (незаконное) применение физической силы;
  • Незаконное применение административных процедур и т.д.

Данные факты стали появляется всё чаще и решение данной проблемы заключается в следующих аспектах:

  • Оперативное реагирование на обращение граждан по факту нарушения закона сотрудниками ГИБДД;
  • Проведение всестороннего и объективного служебного расследования по факту нарушения закона сотрудником ГИБДД;
  • Видеофиксация процесса общения между сотрудником ГИБДД и участниками дорожного движения;
  • Привлечение сотрудников ГИБДД к ответственности.

 

Каждый день происходят правонарушения, и каждый день выписываются протоколы, выносятся постановления и привлекаются люди к административной ответственности. Возникает вопрос, каким образом реализуются требования Конституции РФ, Кодекса об Административных правонарушениях, Федеральных Законов, наделяющие граждан правами и обязанностями, а  также устанавливающие условия к процессу доказывания вины лица совершившего административное правонарушение и привлечения к административной ответственности.

С 1 сентября 2010 года вступил административный регламент, который строго регламентирует деятельность сотрудников ГИБДД  по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. В п.34 Приказа №185 (Регламент) указано, что «Исполнение сотрудниками конкретных административных действий в рамках исполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия».

Юридический факт – предусмотренные в законе обстоятельства, которые составляют основание для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений. Юридический факт делится на события, наступление которых не зависит от воли людей, например, смерть человека, достижение определенного возраста и действия, наступление которых зависит от воли и сознания людей. Действия бывают правомерные и не правомерные (правонарушения).

Но, в нашей стране так сложилась обстановка в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, что для применения административных процедур необязательно юридического факта, достаточно одно желания сотрудника ГИБДД. С данным беспределом бороться бессмысленно, так как инспектор всегда найдёт оправдание своих действий, которые проверить не предоставляется возможным. Препятствовать законному требованию сотрудника полиции это нарушение ч.1 ст. 19.3, которое «влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

В случае обнаружения правонарушения участником дорожного движения, в отношении него должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении. С данного момента дело об административном правонарушении считается возбужденным. По каждому делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, которые составляют предмет доказывания и имеют значение для правильного его разрешения. Согласно ст.26.2 КоАП РФ такие обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средства и вещественных доказательств.

Основным вопросом, подлежащим доказыванию в ходе производства по делу, является вопрос о наличии либо отсутствии события и состава административного правонарушения. Событие административного правонарушения — это подтвержденный доказательствами факт того, что правонарушение имело место. Под  составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность элементов, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением. Наличие события и состава административного правонарушения к конкретном деянии – это основание наступления административной ответственности за его совершение.

Каким образом происходит доказывание события и состава административного правонарушения?

[1] Федеральный закон РФ от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. — 14.02.2011. — №7. — ст. 900.

[2] http://www.youtube.com/watch?v=kK-uIMzbHvg

[3] Федеральный закон РФ от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. — 14.02.2011. — №7. — ст. 900.

Оцените статью

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 4, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

2 комментария

  1. Дмитрий, я имею право отказаться от алкотестера инспектора ГИБДД и подышать в свой собственный? (Он сертифицирован рекомендован для применения в атоколонах и пр.)

  2. Как я могу доказать, что не отказывалась от медосвидетельствования в учреждении, а отказывалась от алкотестера дпс?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *